Основные симптомы неисправного топливного насоса выражаются в снижении мощности и динамики автомобиля, провалах в режиме разгона, а также в неустойчивой заботе двигателя в режиме холостого хода Также явным признаком ухудшения работы топливного насоса является его подвывание или постоянный неприятный гул, характерный при чрезмерном износе насосной части из-за использования низкокачественного (плохо очищенного) топлива. В последнее время участились случаи отказов топливных насосов летом в жаркую погоду. Это объясняется тем, что при недостаточном давлении в системе топливо закипает в насосной части топливного насоса образовываются воздушные пробки и, как следствие: полностью прекращается подача топлива.
Неисправности топливного насоса делятся на электрические и механические. «Электрика» создает проблемы редко. Со временем могут изнашиваться щетки или коллектор якоря электромотора, но это происходит при пробеге свыше 150-200 тыс. км. К этому времени, как правило, отказывает нагнетающая часть насоса. В наших условиях эксплуатации самая большая проблема для бензонасосов инжекторных систем питания — грязное топливо. Мельчайшие механические примеси содержащиеся в таком топливе, способствуют износу трущихся поверхностей насосной части и резко снижают срок службы насоса в целом. Также причиной снижения ресурса данного узла может быть езда с недостаточным уровнем топлива в баке при горящей сигнальной лампе резервного остатка топлива.
Примечаие
Топливные насосы охлаждаются проходящим через них бензином, и с его помощью смазываются детали насосной части. Не допускайте остатка топлива в баке менее 5 л.
На автомобилях ВАЗ с электронной системой управления двигателем устанавливаются центробежные насосы турбинного типа. Конструкция насоса представлена на рис. 1.
Рис. 1. Конструкция топливного насоса турбинного типа: 1 — крышка насоса со щеточным узлом, а также редукционным и обратным клапанами; 2 — корпус топливного насоса с постоянными магнитами; 3 — якорь электромотора; 4 — крышка топливного насоса со стороны забора топлива и наружная крышка насосной части; 5 — турбинная крыльчатка; б — опора якоря и крышка насосной части
Турбинный насос имеет крыльчатку 5 с выемками сферической формы — такая конструкция лопаток при вращении создает дополнительные завихрения жидкости. В наружной крышке 4 насосной части вдоль пути перемещения лопаток крыльчатки выполнены канал, всасывающее отверстие и на некотором расстоянии от него — небольшое газовыпускное отверстие. Отверстие предназначено для улучшения производительности насоса в горячем состоянии за счет выпуска пузырьков газа с минимальными утечками топлива. В крышке 1 насоса расположены щеточный узел, помехоподавляющие индуктивности и два клапана. Один клапан расположен в нагнетающем штуцере и служит для удерживания давления в топливной магистрали при выключении двигателя, а второй клапан, редукционный, необходим для сброса аварийного давления топлива из топливопода-ющей магистрали.
Топливные центробежные насосы совершенно не пригодны для перекачки жидкостей с абразивными включениями, вызывающими износ крыльчатки насоса. И как следствие, происходит падение производительности насоса и давления топлива в системе. Поэтому на всасывающей линии бензонасоса необходим фильтр.
Предварительный фильтр грубой очистки, размещаемый перед бензонасосом, не в состоянии обеспечить тонкую очистку топлива. В результате сначала топливный насос «перемалывает» грязное топливо из бака, а потом, когда эта грязь скопится в фильтре, насос вынужден преодолевать большое гидравлическое сопротивление. При возникновении повышенного гидравлического сопротивления падает производительность, т.е. снижается количество проходимого через насос топлива за счет торможения крыльчатки насосной части. При этом возрастает ток на щетках якоря электродвигателя, приводящий к перегреву и в конечном итоге к отказу насоса в целом.
Примечание
Топливный насос неремонтопригоден. Ремонтные комплекты (крыльчатка, щетки и клапаны) в запчасти не поставляются. Поэтому любые попытки разобрать и самостоятельно восстановить насос приведут к его окончательной «гибели». Невозможно в гаражных условиях восстановить заваль-цовку корпуса насоса, следовательно, обеспечить надежную герметичность насоса от попадания в него грязи тоже не удастся. Нельзя забывать, что топливный насос является особо ответственнойнасоса может привести к взрыву топливного бака!
Вы решили открыть свой собственный салон красоты? Тогда Вам потребуется