Неисправности автомобилей ВАЗ 2110-2112 в пути (часть 11). Перегрев двигателя.

При работе двигателя исправная система охлаждения поддерживает оптимальный тем­пературный режим. Нарушения в работе сис­темы охлаждения могут привести к перегреву двигателя. Если пропустить этот момент, мопут возникнуть неприятные последствия: пробой прокладки половки блока, коробление головки и, как следствие, сложный и дорогостоящий ремонт двигателя.

В комбинации приборов любого автомоби­ля предусмотрен указатель температуры ох­лаждающей жидкости. Если двигатель пере­гревается, стрелка указателя приближается к красной зоне.

Проверка системы охлаждения

При первых признаках перепрева, если стрелка указателя температуры ушла в крас­ную зону, но из-под капота не вырываются клубы пара, включите максимальный режим отопления салона. Это необходимо для того, чтобы снизить тем­пературу охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя

Включите аварийную сигнализацию, вы­жмите педаль сцепления и, используя инер­цию автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и оста­новиться как можно правее у обочины, а если возможно — за пределами проезжей части.

Дайте двигателю поработать пару минут при нормальной частоте вращения холостого хо­да с включенным на полную мощность отопителем.

Предупреждение!

Не останавливайте сразу двигатель! Единст­венное условие — сохранение герметичности системы охлаждения. Если лопнул или со­скочил шланг или образовалось другое мес­то утечки, кроме выброса жидкости из-под пробки расширительного бачка, двигатель придется остановить немедленно!

После остановки перегретого двигателя начинается местный перегрев охлаждающей жидкости в местах контакта ее с наиболее теплонапряженными деталями двигателя и образование паровых пробок. Это явление называется «тепловой удар».

1. Остановите двигатель.

2. Откройте капот и осмотрите подкапотное пространство (рис. 1). Определите, откуда вырывается пар. При осмотре двигателя обра­тите внимание на наличие охлаждающей жид­кости в расширительном бачке, на целость резиновых шлангов, радиатора, термостата.

Места для осмотра в подкапотном пространстве 8-клапанного двигателя

Рис.1. Места для осмотра в подкапотном пространстве 8-клапанного двигателя


Предупреждение!

Никогда не открывайте сразу пробку расши­рительного бачка. Жидкость в системе охлаждения находится под давлением, при открытии пробки давление резко упадет, жидкость закипит и ее брызги могут вас ошпарить. Если вы хотите открыть пробку расширительного бачка на горячем двигате­ле, предварительно накиньте сверху плот­ную толстую тряпку и только после этого осторожно отворачивайте пробку.

Большую роль в обеспечении оптимального температурного режима играет клапан проб­ки расширительного бачка. Он поддерживает в системе избыточное давление не менее 0,1 МПа (1,1 кгс/см2). При этом температура кипения воды повышается до 120 °С, а тосо-ла — до 130 °С. К сожалению, при заклинива­нии клапана в закрытом положении при пере­греве возникает значительное превышение избыточного давления — более 0,2 МПа (2 кгс/см2), что может привести к разрыву рас­ширительного бачка или срыву одного из шлангов.

Поэтому раз в год пробку расширительного бачка необходимо промывать проточной во­дой, а клапан проверять на отсутствие зали-пания нажатием пальца. При наличии сомне­ний замените пробку. Очевидно, если на перегретом двигателе снять пробку расшири­тельного бачка и по времени это действие совпадет с тепловым ударом, вскипание жидкости и образование воздушных пробок в системе охлаждения будет гарантировано. Раз в год промывайте ячейки радиатора во­дяной струей высокого давления (на специ­альной мойке), направляя струю сначала на­встречу набегающему воздушному потоку, а затем по его направлению для удаления с поверхности радиатора грязи, налипших насекомых и дорожного мусора. Таким обра­зом можно частично восстановить эффек­тивность радиатора.

3. Загляните под панель приборов со сто­роны переднего пассажира и выясните, нетли под ней течи или следов охлаждающей жидко­сти, вытекающей из радиатора отопителя.

Если обнаружены течи охлаждающей жид­кости, лопнувший шланг можно временно восстановить с помощью липкой ленты.

Полезный совет

Особенно хорошо для этой цели подходит армированная (как правило, серебристого цвета) липкая лента, которую можно приоб­рести в автомагазинах.

Течь радиатора, термостата или отопителя довольно сложно устранить на месте, поэто­му в такой ситуации необходимо долить в си­стему охлаждения воду и при движении вни­мательно следить за указателем температуры, периодически восстанавливая уровень в сис­теме охлаждения.

Предупреждения!

Длительное использование воды вместо ан­тифриза приводит к образованию накипи в системе охлаждения двигателя, ухудше­нию его охлаждения и, как следствие, сокра­щению ресурса.

Никогда не доливайте холодную воду в пере­гретый двигатель. Двигатель должен остыть с открытым капотом не менее 30 мин.

4. Двигатель может перегреться в случае выхода из строя термостата, который регули-оует прохождение потока жидкости в системе охлаждения через радиатор или мимо него (для ускорения прогрева холодного двигате­ля). Для проверки термостата нужно на про­гретом двигателе проверить на ощупь темпе­ратуру шланга, соединяющего корпус термо­стата с радиатором. Если шланг холодный термостат неисправен, циркуляции через ра­диатор нет.

5. Очень часто причиной перегрева двига­теля, система охлаждения которого оснащена электрическим вентилятором, является выход зентилятора из строя. Пустите двигатель, сле­дите за температурой и обратите внимание, включается ли при перегреве двигателя вен­тилятор системы охлаждения.

6. Если вентилятор не включается, возмож­но, перегорел предохранитель, неисправно реле включения, перегорел электродвигатель или неисправна электропроводка.

7. Проверьте целостность электропровод­ки, надежность соединения электрических разъемов.

8. Если проводка в порядке, проверьте предохранитель и в случае неисправности замените его.

9.Если предохранитель исправен, попробуйте заменить реле включения вентилятора.

10. Если вентилятор по-прежнему не вклю­чается, проверьте электродвигатель. Для это­го возьмите два дополнительных провода л подайте на него питание непосредственно от аккумуляторной батареи. Провода должны быть надежно закреплены и изолированы.

Предупреждение!

Не допускайте замыкания проводов между собой!

Обратите внимание на полярность подклю­чения: электродвигатель должен вращаться так, чтобы вентилятор нагнетал воздух через радиатор на двигатель, а направления обра­зуемого потока воздуха и набегающего (пу­тевого) потока совпадали.

11. Если электродвигатель начал работать, неисправна электропроводка: если нет — так­же неисправна электропроводка или собст­венно электродвигатель. Реле и электродвига­тель неремонтопригодны, замените их в сборе.

Примечание

Допускается доехать до места ремонта с подключенным напрямую к аккумулятор­ной батарее электродвигателем. По приез­де не забудьте отключить электродвигатель от батареи, иначе это приведет к ее разряду.

Не знаете, где купить запчасти для автомобиля Volkswagen? Компания RAR-auto предлагает Вам огромный выбор запчастей фольксваген. Наша продукция проходит тщательную проверку на пригодность к использованию и отличается отличным качеством и выгодными ценами.