Датчик концентрации кислорода.

Для поддержания оптимальной пропорции топливовоздушной смеси необходим датчик, передающий сведения о составе отработав­ших газов в электронную систему управления двигателем (ЭСУД), Именно для этого служит датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд), измеряющий остаточное содержание кислоро­да в отработавших газах, В зависимости от сиг­нала топливовоздушная смесь обогащается или обедняется.

Но перед тем, как изучать подобную информацию, стоит точно определиться с выбором автомобиля. На сайте http://katalogavto.com/985-oshibki-novichkov-pri-vybore-avto.html Вам помогут сделать правильный выбор. Самыми распространенными являются датчики двух типов — стоковые (LSH и LSF) и широкополосные (LSU). В стоковых лямб­да-зондах (рис. 1), отработавшие газы проходят по наружной стороне керамическо­го измерительного элемента, внутри которо­го находится эталонный воздух. В зависимо­сти от остаточного содержания кислорода в выхлопе на двух полюсах сенсорного эле­мента возникает различная концентрация молекул кислорода.

Рис. 1. Схема расположенного в выхлопной трубе стокового датчика концентрации кислорода на ос­нове диоксида циркония: 1 — наружный электрод; 2 — выхлопная труба; 3 — «сигнальный контакт»; 4 — кон­такт заземления; 5 — внутренний электрод; 6 — твердый электролит Zr02.


Поскольку керамический датчик пропуска­ет ионы кислорода, они могут перемещаться между двумя сторонами сенсорной ячейки, создавая высокое напряжение (около 0,9 В) при насыщенной смеси (низкое содержание остаточного кислорода в отработавших га­зах) и низкое (около 0,1 В) при бедной сме­си (высокое содержание кислорода). Скачок напряжения между отдельными уровнями происходит при I = 1. В 1994 году компания Bosch первой в мире начала серийный вы­пуск стоковых зондов, устойчивых к высоким температурам и воздействию окружающей среды, на базе керамической планарной технологии

Лямбда-зонд — наиболее уязвимый датчик з системе впрыска автомобиля. Его ресурс составляет от 20 до 80 тыс. км. Плохое состо­яние маслосъемных колец, попадание анти­фриза в цилиндры и выпускные трубопрово­ды, обогащенная топливовоздушная смесь, сбои в системе зажигания сильно сокращают срок его службы. Завод-изготовитель реко­мендует заменять датчик концентрации кис­лорода вне зависимости от его состояния каждые 75 тыс. км.

Примечание

Применение этилированного бензина кате­горически недопустимо: свинец «отравляет» электроды датчика за несколько заправок этим топливом.

Из-за старения датчика концентрации кис­лорода его выходное электрическое сопротив­ление снижается при значительно более высо­кой температуре чувствительного элемента до значения, при котором датчик приобретает способность отклонять опорное напряжение. Из-за возросшего выходного электрического сопротивления размах выходного напряжения сигнала датчика уменьшается. Старение дат­чика можно легко выявить по осциллограмме напряжения его выходного сигнала на таких режимах работы двигателя, когда поток и тем­пература отработавших газов снижаются. Это режимы холостого хода и малых нагрузок. Как показала практика, неисправный датчик кон­центрации кислорода работает на высоких оборотах двигателя, но как только нагрузка на двигатель снижается (режим холостого хо­да), размах сигнала быстро начинает умень­шаться вплоть до исчезновения колебаний.

Перечень возможных неисправностей дат­чика концентрации кислорода довольно велик, и некоторые из них (потеря чувствительности снижение быстродействия) самодиагностикой автомобиля не фиксируются. Поетому оконча­тельное решение о замене датчика можно при­нять только после его тщательной проверки, которую лучше всего поручить специалистам

Примечание


Технологии ремонта неисправных лямб­да-зондов не существует, поэтому в случае поломки они подлежат обязательной замене.

При неисправном датчике концентрации кислорода ЭБУ переходит в режим, при кото­ром его напряжение не учитывается для опре­деления параметров смеси, те, в режим уп­равления без обратной связи по выходному напряжению датчика, В этом режиме ЭБУ продолжает управлять составом смеси с учетом температуры двигателя, нагрузки и параметров других датчиков.

Специалисты редакции «Ремонт без про­блем», эксплуатирующие автомобили с ЭСУД с каталитическим нейтрализатором отрабо­тавших газов, отмечают, что своевременная замена датчика концентрации кислорода но­вым позволяет сэкономить до 15% топлива, снизить токсичность отработавших газов, позысить ресурс нейтрализатора и сохранить динамические характеристики двигателя на высоком уровне.


Завод-изготовитель рекомендует устанав­ливать датчик концентрации кислорода фирмы Bosch 0 258 005 133, а если ЭСУД рассчитан под нормы Евро-3 — датчик 0 258 006 537,

Причем управляющий (до каталитического нейтрализатора) и диагностический (после каталитического нейтрализатора) датчики идентичны.

Полезные советы

Поскольку датчик концентрации кислорода является ключевым компонентом системы очистки выхлопа, необходимо использовать только высококачественные запчасти. Во из­бежание повреждения датчики необходимо устанавливать и демонтировать только с по­мощью соответствующих инструментов. Ес­ли датчик используется повторно, резьбу следует обработать специальной монтажной пастой. При этом следует избегать попада­ния пасты на защитную трубку, так как это может привести к сбоям в работе датчика. Новые датчики концентрации кислорода ве­дущих производителей заранее обработаны пастой. Наконец, нужно соблюдать указан­ный производителем момент затяжки, обыч­но составляющий 40-60 Н-м. Датчики кон­центрации кислорода требуют осторожного обращения во избежание механических по­вреждений (например, из-за падения). По­скольку датчики всасывают эталонный воз­дух через соединительный разъем, его нель­зя обрабатывать контактным спреем или смазкой. При промывке двигателя и днища датчик и разъем следует тщательно накрыть. При прокладке кабелей необходимо избе­гать контакта с горячими частями двигателя и трущимися деталями.

Примечание

Вышедший из строя штатный датчик кон­центрации кислорода можно заменить уни­версальным датчиком. Фирмой Bosch раз­работана программа по производству и вне­дрению универсальных датчиков, которые отличаются от штатных только способом подключения. Для подключения универ­сального датчика компания Bosch разрабо­тала специальный переходник, который подсоединяется к штатной проводке штеке­ра старого датчика. Переходник обеспечи­вает точный и устойчивый сигнал, а также поступление чистого воздуха на измери­тельный элемент датчика, он водонепрони­цаем, не подвержен влиянию перепадов температуры и вибрации.