Особенности конструкции двигателя в автомобилях ВАЗ 2110-2112

 

В этой статье рассмотрены двигатели мод. 2111, 2112, 21114 и 21124. Все двигатели бензиновые, четырехтактные, четырехцилин­дровые, рядные, оснащены системой распре­деленного впрыска топлива. Рабочий объем двигателей мод. 2111 и 2112 составляет 1,5л, двигателей мод. 21114 и 21124- 1,6 л. Дви­гатели разработаны на базе двигателя ВАЗ-2108, специально спроектированного для поперечного расположения на передне­приводном автомобиле. Поэтому его компо­новка и основные размеры выбраны таким образом, чтобы двигатель вместе с коробкой передач мог разместиться поперек, между брызговиками передних колес.

Продольный разрез двигателя ВАЗ-2111

Рис. 1. Продольный разрез двигателя ВАЗ-2111

 

Блок цилиндров отлит из специального вы­сокопрочного чугуна, что придает конструк­ции двигателя жесткость и прочность.

Протоки для охлаждающей жидкости, обра­зующие рубашку охлаждения, выполнены по всей высоте блока, что улучшает охлажде­ние поршней и уменьшает деформацию бло­ка от неравномерного прогрева. Рубашка охлаждения открыта в верхней части в сторону головки блока. В нижней части блока цилинд-эов расположено пять опор коренных под­шипников коленчатого вала, крышки которых прикреплены болтами, В опорах установлень тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши, выполняющие функцию подшипников колен­чатого вала. В средней опоре имеются про­точки, в которые вставлены упорные полу­кольца, удерживающие коленчатый вал от осевых перемещений. Коленчатый вал от­лит из специального высокопрочного чугуна. Коренные и шатунные шейки вала прошлифо­ваны. Для смазки шатунных вкладышей в ко­ленчатом валу просверлены масляные кана­лы, закрытые заглушками. Для уменьшения вибраций служат восемь противовесов, рас­положенных на коленчатом валу.

Поперечный разрез двигателя ВАЗ-2111

Рис. 2. Поперечный разрез двигателя ВАЗ-2111


На переднем конце коленчатого вала уста­новлен масляный насос, зубчатый шкив ремня привода распределительного вала и шкив привода генератора. На заднем конце колен­чатого вала расположен маховик, отлитый из чугуна. На маховик напрессован стальной зубчатый венец.

Шатуны стальные, кованые, с крышками на нижних головках. В нижней головке шатуна установлены тонкостенные вкладыши, в верх­нюю головку запрессована сталебронзовая втулка.

Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На каждом из них установлено три кольца: два верхних — компрессионные и нижнее — масло-съемное. На днище поршней двигателей мод. 2111 и 21114 выполнены углубления: одно под камеру сгорания и два под клапаны, у двигате­лей мод. 2112 и 21124 днище поршней плос­кое с четырьмя углублениями под клапаны причем на поршнях двигателя 21124 углубле­ния увеличены по сравнению с углублениями двигателей 2112. На мод. 2112 и 21124 порш­ни охлаждаются маслом, для чего в опорах ко­ренных подшипников установлены специаль­ные форсунки. Они представляют собой труб­ки, в которых находятся подпружиненные шарики. Во время работы двигателя шарики открывают отверстия в трубках, и струя масла попадает на поршень снизу.

Масляный картер стальной, штампованный, прикреплен снизу к блоку цилиндров болтами.

Увеличение рабочего объема двигателей 21114 и 21124 по сравнению с двигателями 2111 и 2112 достигнуто за счет увеличения высоты блока цилиндров и радиуса кривоши

па коленчатого вала на 2,3 мм. Кроме того, блоки цилиндров двигателей 2112 и 21124 от­личаются от блоков 2111 и 21114 резьбовыми отверстиями меньшего диаметра для крепле­ния головки блока цилиндров (М10×1,25 и М 12×1,25 соответственно).

Продольный разрез двигателя ВАЗ-2112

Рис. 3. Продольный разрез двигателя ВАЗ-2112


Сверху на блок цилиндров установлена го­ловка блока, отлитая из алюминиевого спла­ва. В нижней части головки отлиты каналы, по которым циркулирует жидкость, охлажда­ющая камеры сгорания. В верхней части го­ловки блока цилиндров установлен распре­делительный вал (у двигателей мод. 2112 и 21124 -два распределительных вала: один для впускных клапанов, второй — для выпуск­ных). Помимо указанного выше, головка бло­ка цилиндров двигателя мод. 21114 отличает­ся увеличенной по сравнению с двигателем камерой сгорания. Головка блока ци­линдров двигателей мод. 21124 отличается от головки мод. 2112 увеличенной площадью фланцев под впускной трубопровод и выпол­ненными за одно целое с головкой блока ста­канами свечных колодцев. У двигателей 2111 и 21114 распределительный вал вращается в опорах, выполненных в верхней части голо­вки блока, и двух корпусах подшипников, за­крепленных гайками на шпильках, ввернутых в головку блока. Распределительный вал дви­гателя 21114 отличается от распределитель­ного вала 2111-й модели наличием на заднем конце специального штифта, предназначен­ного для работы датчика фаз. У двигателей 2111 и 21124 распределительные валы уста­новлены в опорах, выполненных в верхней ча­сти головки блока, и в одном общем корпусе

подшипников, закрепленном болтами на го­ловке блока. Распределительные валы отли­ты из чугуна. Шкивы распределительных ва­лов двигателей 21114 и 21124 отличаются от шкивов мод. 2111 и 2112 смещенными на 2° метками установки фаз газораспреде­ления.

Для уменьшения износа рабочие поверх­ности кулачков и поверхности под сальник термообработаны — отбелены. Кулачки рас­пределительных валов через толкатели при­водят в действие клапаны. На двигателях 2111 и 21114 в верхней части толкателей установ­лены стальные регулировочные шайбы, под­бором этих шайб регулируют зазоры в приво­де клапанов. Двигатели 2112 и 21124 осна­щены гидротолкателями клапанов, которые автоматически компенсируют зазоры в при­воде клапанов. У этих двигателей в процессе эксплуатации не нужно регулировать зазоры. Двигатели 2111 и 21114 имеют по два клапа­на на цилиндр: один впускной и один выпуск­ной, двигатели 2112 и 21124 — четыре клапа­на: два впускных и два выпускных.

Направляющие втулки и седла клапанов за­прессованы в головку блока. Направляющие втулки, кроме того, снабжены стопорными кольцами, удерживающими их от выпадания На направляющих втулках установлены мас-лосъемные колпачки, уменьшающие попада­ние масла в цилиндры.

У двигателей 2111 и 21114 на каждом кла­пане две пружины, у двигателей 2112 и 21124 — одна. Распределительные валы приводятся в действие резиновым зубчатым ремнем от коленчатого вала.

Поперечный разрез двигателя ВАЗ-2112

Рис. 4. Поперечный разрез двигателя ВАЗ-2112

 

Крышки головки блока цилиндров выполне­ны из алюминия. На двигателях 2111 и 21114 крышки одинаковые. Стык крышки с головкой блока цилиндров уплотнен про­кладкой. Крышка головки блока цилиндров двигателя 21124 отличается от крышки мод. 2112 отсутствием площадки для крепления модуля зажигания и наличием отверстий для крепления индивидуальных катушек зажигания рядом со свечными колодцами. Стык крышки с головкой блока цилиндров уплотнен.

Система смазки комбинированная: раз­брызгиванием и под давлением. Под давлени­ем смазываются коренные и шатунные под­шипники, опоры распределительных валов. Система состоит из масляного картера, шес­теренчатого масляного насоса с маслоприем-ником, полнопоточного масляного фильтра, датчика давления масла и масляных клапанов.

Впускные трубопроводы двигателей 2111 21114 и 2112 выполнены из алюминия. Трубо­провод двигателя 2112 выполнен как единый элемент с ресивером. Стык трубопровода и головки блока цилиндров уплотнен металло-асбестовой прокладкой. На двигателе мод. 21124 впускной трубопровод выполнен из пластмассы за одно целое с ресивером. Стык трубопровода и головки блока уплотнен резиновыми кольцами. Ресивер двигателя 21114 также выполнен из пластмассы в отли­чие от ресивера 2111, выполненного из алю­миния.

Система охлаждения двигателя состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электро­вентилятором, центробежного водяного на­соса, термостата и шлангов.

Система питания включает в себя воздуш­ный фильтр, топливный бак: топливный насос, регулятор давления топлива, топливопроводы, топливную рампу с форсунками, адсорбер Кроме того, в систему питания двигателей входят датчики, топливный фильтр и дроссель­ный патрубок.

Топливный насос электрический, погружно­го типа, установлен в топливном баке и объе­динен с датчиком указателя уровня топлива, а на двигателях мод. 21114 и 21124 еще и с регулятором давления топлива. На двига­телях 2111 и 2112 регулятор давления топлива находится на топливной рампе.

Система зажигания двигателей микропро­цессорная, управляется контроллером (бло­ком управления). Контроллер управляет и си­стемой впрыска топлива.

Возникла необходимость отстаивать Ваши права в суде? Товарищество юристов «Асгардъ» http://www.m-advokat.ru поможет Вам разрешить любые судебные споры эффективно и качественно. Наши высококвалифицированные адвокаты сделают всё, чтобы восстановить справедливость и защитить Ваши права.