В этой статье рассмотрены двигатели мод. 2111, 2112, 21114 и 21124. Все двигатели бензиновые, четырехтактные, четырехцилиндровые, рядные, оснащены системой распределенного впрыска топлива. Рабочий объем двигателей мод. 2111 и 2112 составляет 1,5л, двигателей мод. 21114 и 21124- 1,6 л. Двигатели разработаны на базе двигателя ВАЗ-2108, специально спроектированного для поперечного расположения на переднеприводном автомобиле. Поэтому его компоновка и основные размеры выбраны таким образом, чтобы двигатель вместе с коробкой передач мог разместиться поперек, между брызговиками передних колес.
Рис. 1. Продольный разрез двигателя ВАЗ-2111
Блок цилиндров отлит из специального высокопрочного чугуна, что придает конструкции двигателя жесткость и прочность.
Протоки для охлаждающей жидкости, образующие рубашку охлаждения, выполнены по всей высоте блока, что улучшает охлаждение поршней и уменьшает деформацию блока от неравномерного прогрева. Рубашка охлаждения открыта в верхней части в сторону головки блока. В нижней части блока цилинд-эов расположено пять опор коренных подшипников коленчатого вала, крышки которых прикреплены болтами, В опорах установлень тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши, выполняющие функцию подшипников коленчатого вала. В средней опоре имеются проточки, в которые вставлены упорные полукольца, удерживающие коленчатый вал от осевых перемещений. Коленчатый вал отлит из специального высокопрочного чугуна. Коренные и шатунные шейки вала прошлифованы. Для смазки шатунных вкладышей в коленчатом валу просверлены масляные каналы, закрытые заглушками. Для уменьшения вибраций служат восемь противовесов, расположенных на коленчатом валу.
Рис. 2. Поперечный разрез двигателя ВАЗ-2111
На переднем конце коленчатого вала установлен масляный насос, зубчатый шкив ремня привода распределительного вала и шкив привода генератора. На заднем конце коленчатого вала расположен маховик, отлитый из чугуна. На маховик напрессован стальной зубчатый венец.
Шатуны стальные, кованые, с крышками на нижних головках. В нижней головке шатуна установлены тонкостенные вкладыши, в верхнюю головку запрессована сталебронзовая втулка.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На каждом из них установлено три кольца: два верхних — компрессионные и нижнее — масло-съемное. На днище поршней двигателей мод. 2111 и 21114 выполнены углубления: одно под камеру сгорания и два под клапаны, у двигателей мод. 2112 и 21124 днище поршней плоское с четырьмя углублениями под клапаны причем на поршнях двигателя 21124 углубления увеличены по сравнению с углублениями двигателей 2112. На мод. 2112 и 21124 поршни охлаждаются маслом, для чего в опорах коренных подшипников установлены специальные форсунки. Они представляют собой трубки, в которых находятся подпружиненные шарики. Во время работы двигателя шарики открывают отверстия в трубках, и струя масла попадает на поршень снизу.
Масляный картер стальной, штампованный, прикреплен снизу к блоку цилиндров болтами.
Увеличение рабочего объема двигателей 21114 и 21124 по сравнению с двигателями 2111 и 2112 достигнуто за счет увеличения высоты блока цилиндров и радиуса кривоши
па коленчатого вала на 2,3 мм. Кроме того, блоки цилиндров двигателей 2112 и 21124 отличаются от блоков 2111 и 21114 резьбовыми отверстиями меньшего диаметра для крепления головки блока цилиндров (М10×1,25 и М 12×1,25 соответственно).
Рис. 3. Продольный разрез двигателя ВАЗ-2112
Сверху на блок цилиндров установлена головка блока, отлитая из алюминиевого сплава. В нижней части головки отлиты каналы, по которым циркулирует жидкость, охлаждающая камеры сгорания. В верхней части головки блока цилиндров установлен распределительный вал (у двигателей мод. 2112 и 21124 -два распределительных вала: один для впускных клапанов, второй — для выпускных). Помимо указанного выше, головка блока цилиндров двигателя мод. 21114 отличается увеличенной по сравнению с двигателем камерой сгорания. Головка блока цилиндров двигателей мод. 21124 отличается от головки мод. 2112 увеличенной площадью фланцев под впускной трубопровод и выполненными за одно целое с головкой блока стаканами свечных колодцев. У двигателей 2111 и 21114 распределительный вал вращается в опорах, выполненных в верхней части головки блока, и двух корпусах подшипников, закрепленных гайками на шпильках, ввернутых в головку блока. Распределительный вал двигателя 21114 отличается от распределительного вала 2111-й модели наличием на заднем конце специального штифта, предназначенного для работы датчика фаз. У двигателей 2111 и 21124 распределительные валы установлены в опорах, выполненных в верхней части головки блока, и в одном общем корпусе
подшипников, закрепленном болтами на головке блока. Распределительные валы отлиты из чугуна. Шкивы распределительных валов двигателей 21114 и 21124 отличаются от шкивов мод. 2111 и 2112 смещенными на 2° метками установки фаз газораспределения.
Для уменьшения износа рабочие поверхности кулачков и поверхности под сальник термообработаны — отбелены. Кулачки распределительных валов через толкатели приводят в действие клапаны. На двигателях 2111 и 21114 в верхней части толкателей установлены стальные регулировочные шайбы, подбором этих шайб регулируют зазоры в приводе клапанов. Двигатели 2112 и 21124 оснащены гидротолкателями клапанов, которые автоматически компенсируют зазоры в приводе клапанов. У этих двигателей в процессе эксплуатации не нужно регулировать зазоры. Двигатели 2111 и 21114 имеют по два клапана на цилиндр: один впускной и один выпускной, двигатели 2112 и 21124 — четыре клапана: два впускных и два выпускных.
Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку блока. Направляющие втулки, кроме того, снабжены стопорными кольцами, удерживающими их от выпадания На направляющих втулках установлены мас-лосъемные колпачки, уменьшающие попадание масла в цилиндры.
У двигателей 2111 и 21114 на каждом клапане две пружины, у двигателей 2112 и 21124 — одна. Распределительные валы приводятся в действие резиновым зубчатым ремнем от коленчатого вала.
Рис. 4. Поперечный разрез двигателя ВАЗ-2112
Крышки головки блока цилиндров выполнены из алюминия. На двигателях 2111 и 21114 крышки одинаковые. Стык крышки с головкой блока цилиндров уплотнен прокладкой. Крышка головки блока цилиндров двигателя 21124 отличается от крышки мод. 2112 отсутствием площадки для крепления модуля зажигания и наличием отверстий для крепления индивидуальных катушек зажигания рядом со свечными колодцами. Стык крышки с головкой блока цилиндров уплотнен.
Система смазки комбинированная: разбрызгиванием и под давлением. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры распределительных валов. Система состоит из масляного картера, шестеренчатого масляного насоса с маслоприем-ником, полнопоточного масляного фильтра, датчика давления масла и масляных клапанов.
Впускные трубопроводы двигателей 2111 21114 и 2112 выполнены из алюминия. Трубопровод двигателя 2112 выполнен как единый элемент с ресивером. Стык трубопровода и головки блока цилиндров уплотнен металло-асбестовой прокладкой. На двигателе мод. 21124 впускной трубопровод выполнен из пластмассы за одно целое с ресивером. Стык трубопровода и головки блока уплотнен резиновыми кольцами. Ресивер двигателя 21114 также выполнен из пластмассы в отличие от ресивера 2111, выполненного из алюминия.
Система охлаждения двигателя состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электровентилятором, центробежного водяного насоса, термостата и шлангов.
Система питания включает в себя воздушный фильтр, топливный бак: топливный насос, регулятор давления топлива, топливопроводы, топливную рампу с форсунками, адсорбер Кроме того, в систему питания двигателей входят датчики, топливный фильтр и дроссельный патрубок.
Топливный насос электрический, погружного типа, установлен в топливном баке и объединен с датчиком указателя уровня топлива, а на двигателях мод. 21114 и 21124 еще и с регулятором давления топлива. На двигателях 2111 и 2112 регулятор давления топлива находится на топливной рампе.
Система зажигания двигателей микропроцессорная, управляется контроллером (блоком управления). Контроллер управляет и системой впрыска топлива.
Возникла необходимость отстаивать Ваши права в суде? Товарищество юристов «Асгардъ»