Топливные форсунки не относятся к расходным деталям автомобиля. Их замена не предусмотрена графиком технического обслуживания, поскольку при использовании высококачественного топлива ресурс форсунки соответствует сроку службы автомобиля. Увы российские условия зксплуатации вносят в правила ухода за автомобилем свои коррективы. Даже при условии, что владелец автомобиля избегает «сомнительных» бензоколонок, уже через 50-60 тыс. км пробега двигатель начинает хуже пускаться, снижается его динамика, заметно возрастает расход топлива. Нередки и перебои в работе двигателя на холостом ходу вплоть до полного отказа одного из цилиндров. А уж если место заправки выбирать не приходится, нужно быть готовым к тому, что все перечисленные явления проявятся на автомобиле гораздо раньше. Если Вы привыкли идти в ногу со временем, то Вас заинтересует
Рис. 1. Топливная форсунка: 1 — штекерный вывод обмотки электромагнита; 2, 8 — уплотнительные кольца; 3 — топливный фильтр; 4 — обмотка электромагнита; 5 — корпус; 6 — направляющая иглы; 7 — игла клапана; 9 — сердечник
На сервисной станции диагноз автомобилю поставят быстро: закоксованы топливные форсунки. И наверняка предложат разные способы решения проблемы.
Наиболее часто предлагают очистить форсунки (без их снятия с двигателя) путем подключения к системе питания специальной моющей установки. Двигатель пускают а вместо бензина в форсунки подают специальную жидкость — сольвент. Эта жидкость и должна растворить образовавшиеся внутри форсунки лакообразные отложения Подобным способом автолюбители нередко пробуют очистить форсунки в домашних условиях, используя один из многочисленных, имеющихся в продаже препаратов с красивыми обещаниями на упаковке. Некоторые из таких препаратов даже предлагают добавить прямо в топливный бак при заправке — и очистка форсунок гарантирована! К сожалению, потратив немало времени и денег, владелец машины обычно убеждается в давно известной истине: на том, что хорошо растворяет отложения, двигатель не работает: а то, на чем он работает, моет форсунки плохо. Кроме того, оценка качества очистки форсунок без их снятия с двигателя весьма субъективна. При выезде с сервиса часто кажется, что автомобиль ведет себя лучше, и только через сотню километров становится понятно, что все осталось по-прежнему.
Гораздо аффективнее промывка форсунок со снятием их с двигателя. После снятия проверяют производительность форсунки и форму распыляемого факела топлива на специальном стенде. Промывают форсунку высокоэффективными моющими препаратами, часто используют ультразвук для дробления скопившихся отложений. Сетчатый фильтр 3 (рис. 1) форсунки и уплотнительные кольца 2 и 8 заменяют новыми Наконец, после промывки вновь снимают характеристики форсунки на стенде и сравнивают их с эталонными. Однако и такая серьезная работа может не привести к положительному результату. Так, например, восстановить подвижность окисленных деталей промывкой невозможно. К тому же дорогостоящая процедура промывки форсунок с использованием ультразвука весьма рискованна. Нередко воздействие ультразвука приводит к разрушению изоляционного лака обмотки 4 злектромагнита и, как следствие к отказу форсунки. Зная об этом, в сервисах обычно не дают гарантии на промываемые форсунки, предлагая владельцам выполнять промывку на свой страх и риск. Поэтому промывку форсунок можно рекомендовать только владельцам дорогостоящих иномарок. В случае благоприятного исхода она позволит серьезно сэкономить время и средства.
А для владельцев автомобилей ВАЗ наиболее правильный выход — замена топливных форсунок новыми. Комплект новых форсунок для двигателя ВАЗ обойдется приблизительно в такую же цену как и промывка со снятием форсунок.
Наиболее качественными и надежными форсунками для автомобилей ВАЗ зарекомендовали себя изделия фирмы Bosch. По наблюдениям специалистов редакции «Ремонт без проблем», форсунки этой фирмы наиболее устойчивы к загрязнениям и окислению деталей. Безупречное качество изготовления обеспечивает минимальный разброс параметров форсунок, что способствует повышению устойчивости работы двигателя и снижению уровня шума.
Тем не менее при выборе форсунок важно не ошибиться, ведь при одинаковых установочных размерах они различаются производительностью и формой распыляемого факела топлива.
На автомобиль с двигателем ВАЗ-21114 (8V; 1,6 л) устанавливают форсунки Bosch 0 280 158 017 От форсунок Bosch О 280 158 502, используемых на двигателе ВАЗ-2111 (8V; 1,5 л), они отличаются меньшей высотой и увеличенной производительностью.
Форсунки Bosch 0 280 158 022 предназначены для 16-клапанных двигателей ВАЗ-2112 У этих форсунок факел распыляемого топлива формируется таким образом, чтобы топливо попадало на оба впускных клапана, а не на пе-оегородку между ними.
Примечание
Обратите внимание, что на двигателях ВАЗ могут применяться также форсунки фирмы Siemens Deka. Форсунки для двигателя ВАЗ-21114 (8V; 1,6 л) обозначаются VAZ20734, для двигателя ВАЗ-2111 (8V; 1,5 л)- VAZ6393, для двигателя ВАЗ-21126 (16V; 1,6n)-VAZ20735.