Ремонт головки блока цилиндров

 

 

Предупреждение

Головка блока заменяется с корпусами подшипников в сборе, так как они обрабатываются совместно.

Для работы вам потребуются те же инструменты, что и при замене прокладки головки блока.

1. Снимите головку блока цилиндров.

2. Отверните две гайки крепления и снимите рым.

3. Отверните на один-два оборота гайку крепления и снимите кронштейн подводящей трубы водяного насоса.

4. Отверните винт крепления держателя топливных трубок и снимите держатель.

5. Отверните три гайки крепления ресивера и две гайки крепления кронштейна топливных трубок.

6. Снимите кронштейн топливных трубок.

7. Отверните оставшиеся две гайки крепления ресивера.

8. Ослабьте затяжку гайки крепления кронштейна ресивера.

9. Снимите ресивер.

10. Отверните три гайки крепления кронштейна ресивера и снимите кронштейн.

11. Отверните четыре гайки крепления впускной трубы.

12. Снимите впускную трубу.

13. Отверните две гайки крепления выпускного коллектора и снимите коллектор.

14. Аккуратно снимите две прокладки впускной трубы и выпускного коллектора.

Полезный совет

Если прокладки не повреждены и не сильно обжаты, их можно использовать вторично. Пригоревшие прокладки осторожно отделите с помощью отвертки.

15. Установите головку длока цилиндров корпусами подшипников вверх, подложив под нее деревянные прокладки,чтобы не повредить клапаны.

16. Отверните две гайки и болт крепления задней крышки головки блока. При этом обратите внимание, что под головкой болта установлено уплотнительное кольцо. Снимите заднюю крышку головки блока.

17. Выверните свечи зажигания.

18. Отверните равномерно четыре гайки крепления преднего 1 и шесть гаек крепления заднего 2 корпусов подшипников распределительного вала и симите шайбы. Затем снимите оба корпуса.

19. Если шпонка в пазу распределительного вала сидит неплотно, выньте ее, чтобы не потерять.

20. Снимите распределительный вал с головки блока.

21. Снимите сальник с распределительного вала.

22. Выньте толкатели 1 клапанов вместе с регулировочными шайбами.

Предупреждение!

Вынув оередной толкатель, промаркируйте его и регулировочную  шайбу порядковыми номерами, чтобы при сборке установить их на свое место. При этом без еобходимости е вынимайте регулировочные шайбы из толкателей, чтобы не перепутать их.

23. Очистите камеры сгорания от нагара. Осмотрите головку блока. Если на ней есть трещины или следы прогара в камерах сгорания, замените головку. Уберите заусецы и забоины на плоскости головки блока.

24. Проверьте плоскостность поверхности, прилегающей к блоку цилиндров. Для этого поставьте линейку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, а затем по диагоналям и щупом измерьте зазор между плоскостью головки и линейки. Замените головку, если зазор превысит 0,1 мм.

25. Для проверки герметичности гловки, отвернув две гайки крепления, снимите патрубок.

26. Заглушите отверстие в головке блока под патрубок. Это можно сделать, например, установив глухую прокладку из плотного картона под патрубок и завернув гайки крепления.

27. Залейте керосин в каналы водяной рубашки. Если уровень керосина понижается, значит, в головке есть трещины и ее надо заменить. После проверки не забудьте снять картонную прокладку.

28. Проверьте состояние опорных поверхностей под шейки вала на головке блока и корпусах подшипников. Если хотя бы на одном из них имеются следы износа, задиры или глубокие риски, замеите головку и корпуса подипников.

29. Промойте масляные каналы. Для этого заглушите вертиальный масляный канал со стороны камеры сгорания (канал находится между 3-м и 4-м цилиндрами)…

30. …залейте бензин в масляные каналы во всех опорах распределительного вала и выдержите 15-20 мин. Вылейте бензин, выньте заглушку и окончательно промойте каналы бензином с помощью груши.

31. Для проверки герметичности клапанов залейте керосин в камеры сгорания. Если в течение трех минут керосин не просочится из камер сгорания — клапаны герметичны. В противном случае притрите или замените клапаны.

1 и 2 — клапаны; 3 — наружная пружина; 4 — внутренняя пружина; 5 — верхняя тарелка; 6 — сухарь; 7 — нижняя тарелка. Для замены или притирки клапанов все эти детали нужно демон­тировать из головки блока цилиндров.

 

32. Установите под снимаемый клапан подходящий упор, например подшипник 1.

33. Установите приспособление для сжатия пружин клапанов и сожмите с его помощью пружины клапана. Выньте с помощью отверт­ки или пинцета два сухаря.

34. Выньте верхнюю тарелку пружины, на­ружную и внутреннюю пружины клапана. Ана­логичным образом выньте сухари, тарелки и пружины остальных клапанов.

 

35. Промаркируйте клапаны номерами дилиндров, например накерните.

36.Подтолкнув клапаны снизу, выньте их из головки блока.

37. Снимите маслосъемные колпачки при­способлением или пассатижами.

38. Снимите нижние тарелки пружин кла­панов.

39. Очистите нагар с клапанов подходя­щим инструментом (например, металличес­кой щеткой). Затем внимательно осмотрите клапаны.

 

40. Замените клапаны со следующими де­фектами: глубокие риски и царапины на рабо­чей фаске 1, трещины, деформация стержня 3 клапана, коробление тарелки 2 клапана, сле­ды прогара. Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске можно вывести притиркой клапанов.

 

Рис. 1. Размеры тарелок клапанов


41. В специализированной мастерской по­вреждения рабочей фаски клапанов, которые невозможно вывести притиркой, можно про­шлифовать на специальном станке. При шли­фовке надо выдержать размеры, указанные на рис. 1.

 

42. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть сле­дов износа, раковин, коррозии и тп. Седла клапанов можно заменить в специализиро­ванной мастерской. Незначительные повреж­дения (мелкие риски, царапины и пр.) можно вывести притиркой клапанов.

Рис. 2. Размеры седел клапанов: а — седло впускно­го клапана; б — седло выпускного клапана; I — новое седло; II — седло после ремонта

 

43. Более значительные дефекты седел клапанов устраняются шлифовкой. При шли­фовке выдержите размеры, указанные на рис. 2. Седла рекомендуется шлифовать в специализированной мастерской.

Рис. 3. Места обработки фасок седел клапанов

 

44. Имея слесарный навык, это можно сде­лать вручную с помощью набора специальных фрез. Вначале обрабатывается фаска «а», (рис. 3) под углом 15°, затем фаска «б» под углом 20° и фаска «в» под углом 45°. После шлифовки необходимо притереть клапаны.

45.Проверьте состояние наружной и внут­ренней пружин клапанов. Искривленные, по­ломанные или имеющие трещины пружины замените.

Рис. 3. Параметры проверки наружной пружины


46. Для проверки упругости наружной пру­жины (рис. 3) измерьте ее высоту в свобод­ном состоянии, а затем под двумя различны­ми нагрузками. Если пружина не соответству­ет требуемым параметрам, замените ее.

Рис. 4. Параметры проверки внутренней пружины

 

47. Для проверки упругости внутренней пру­жины (рис. 4) измерьте ее высоту в свобод­ном состоянии, а затем под двумя различными нагрузками. Если пружина не соответствует требуемым параметрам, замените ее.

48. Осмотрите толкатели клапанов. Если на рабочей поверхности 1 толкателя есть задиры, царапины и пр., замените толкатели. На рабо­чих поверхностях регулировочных шайб 2 не должно быть задиров, забоин, царапин, следов ступенчатого или неравномерного износа, на-тира металла. При таких дефектах шайбы надо заменить. На шайбах допускаются концентри­ческие следы приработки с кулачками распре­делительного вала.

49. Проверьте зазоры между направляю­щими втулками и клапанами (рис. 5).

Рис. 5. размеры клапанов и напрвляющих втулок:

величина зазоров между клапаном и направляющей втулкой, мм:

номинальный зазор для впускных клапанов 0,022-0,055

номинальный зазор для выпускных клапанов 0,029-0,062

предельно допустимый зазор для впускных и выпускных клапанов 0,300


Зазор вычисляется как разность между диа­метром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана. Проверку зазора рекоменду­ется выполнять в специализированной мастер­ской, так как для измерения диаметра втулок нужен специальный инструмент (нутромер).

50. Если зазор не достиг предельно допус­тимого, можно попробовать устранить его за­меной клапана. Если это не удается или зазор превышает предельно допустимый, замените направляющую втулку. Для этого выпрессуйте со стороны камеры сгорания дефекную втулку специальной оправкой.

51. В запасные части поставляются втулки со стопорными кольцами 1. Втулки имеют увеличенный наружный диаметр и уменьшен­ный диаметр отверстия под клапан.

 

52. Смазав втулку моторным маслом, вставьте ее в специальную оправку и запрес­суйте со стороны распределительного вала до упора стопорного кольца в головку блока. Раз­верните отверстие во втулке с помощью раз­вертки до 8,022-8,040 мм для впускных клапа­нов и до 8,029-8,047 мм — для выпускных.

53. Если устанавливается старый клапан, снимите заусенцы с проточек под сухари. По­сле этого необходимо притереть клапан к седлу.

54. Установите клапаны в головку блока в соответствии с ранее сделанной маркиров­кой, предварительно смазав их стержни мо­торным маслом.

55. Установите нижние тарелки пружин кла­панов.

56. Установите маслосъемные колпачки.

57.Замените распределительный вал, если на его шейках и кулачках имеются следы износа, задиры и глубокие риски. В мастерских, обору­дованных специальным инструментом и при­способлениями, можно проверить радиальное биение шеек распределительного вала (оно не должно превышать 0,02 мм) и зазор между от­верстиями опор и шейками распределительно­го вала, который не должен превышать 0,2 мм (зазор для новых деталей 0,069-0,110 мм).

58. Установите распределительный вал и корпуса подшипников.

59. Установите прокладки, выпускной кол­лектор и впускную трубу. Обратите внимание, что под гайками (4 шт.), крепящими одновре­менно впускную трубу и выпускной коллектор, установлены шайбы 1 большего диаметра, чем шайбы 2 под остальными гайками, а…

60. …под гайками крепления кронштейна ресивера шайбы не устанавливаются.

Установите головку на блок цилиндров, проверьте зазоры в приводе клапанов и при необходимости от­регулируйте их.