Ремень привода газораспределительного механизма.

Завод-изготовитель предписывает заменять ремень привода газораспределительного ме­ханизма двигателя через каждые 60 тыс. км пробега. Хотя удвигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 при обрыве ремня возможность «встре­чи» поршней с клапанами исключена, внезап­ная остановка двигателя из-за разрушения ремня — неисправность весьма неприятная, ведь выполнить ремонт в дорожных условиях вряд ли удастся. Опасность представляет не только обрыв ремня, но и разрушение его зубьев, а также растяжение ремня з эксплуатации. В последнем случае работа двигателя будет постепенно ухудшаться из-за смещения фаз газораспределения. Поэтому к выбору ремня привода газораспределитель­ного механизма следует подходить максималь­но внимательно и ответственно.

Полезный совет

При покупке ремня привода распределитель­ного вала обязательно приобретите и новый натяжной ролик ремня. Накопленный сотруд­никами редакции «Ремонт без проблем» опыт эксплуатации автомобилей ВАЗ показывает, что ресурс подшипника натяжного ролика приблизительно соответствует сроку службы ремня привода распределительного вала. Поскольку операция по замене натяжного ро­лика довольно сложная и трудоемкая, а значит и дорогая, при плановой замене ремня привода распределительного вала це­лесообразно заменить ролик новым. Неред­ко натяжной ролик продается в комплекте с ремнем привода распределительного вала.

На двигателях ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 исполь­зуются ремни привода распределительных ва­лов со 111 и 136 зубьями соответственно.

Ниже приведена расшифровка обозначе­ния ремня по международному стандарту на примере ремня для двигателя ВАЗ-2111.

На двигателях ВАЗ-2111 используется ре­мень ISO-58111×19. В первых двух цифрах (58) зашифрована серия зубьев, то есть их профиль и шаг — в данном случае полукруг­лый, без желобка, высотой 3,6 мм с шагом 3/8″ или 9,525 мм (рис. 1). Следующие три цифры (111) — число зубьев. После знака ум­ножения — ширина ремня (19 мм).

Иногда встречаются ремни с эвольвент-ными зубьями (в форме скругленной трапе­ции), полностью взаимозаменяемые с опи­санными выше.


Рис. 1. Профиль ремня привода распределительного вала

 

Большинство фирм-изготовителей указыва­ет на зубчатых ремнях не обозначение по ISO, а номер по своему каталогу. Фирменные обо­значения ремней привода газораспредели­тельного механизма приведены в табл. 1.

Таблица 1. Ремни привода газораспределительного механизма

Фирма-изготовитель

Обозначение ремня

двигатели 8V

двигатели 16V

«Балаково-резинотехника»

2108-1006040-10

2110-1006040-10

Bosch

ZP 1 987 949 095

ZP 1 987 049 559

Gates

5521

5539

Contitech

CT 527

CT 996

Roulunds

111 HP 1904

136 HP 254

Dayco

111 SP 190 EEU

136 SP 254 H

Lemforder

04990

NRG

111 RPP 19

Hanse

HZ 011 008

HZ 011 010

Finwhale

BD 111

BD 136

При покупке ремня опасно подбирать его на глаз, сравнивая с прежним образцом измеряя длину и считая зубья. К примеру если вместо ремня шириной 19 мм устано­вить 20-миллиметровый ремень от Opel с тем же количеством зубьев, то он наверня­ка разлохматится по краям и быстрее вый­дет из строя, не исключен и разрыв. Узкий эемень, наоборот, гуляя по шкивам, будет изгибаться не в той плоскости, что также ус­корит его износ. Цивилизованный способ подбора — выбор по каталогу (все серьез­ные продавцы их имеют), в котором по мар­ке и модели автомобиля, индексу двигателя определяется необходимый тип ремня.

Примечание

При подборе по каталогу ремня привода газораспределительного механизма для двигателя ВАЗ-2111 следует учитывать, что точно такой же ремень устанавливали на карбюраторные двигатели ВАЗ-2108 (1,3 л) и ВАЗ-21083 (1,5 л). Нередко в переч­не моделей, приведенном в каталоге и на упаковке ремня, бывают указаны имен­но эти двигатели.

Помимо геометрических параметров, важны также эксплуатационные показатели зубчатых ремней. Технические условия (ТУ) 38.1051912 «Ремни зубчатые для двигателей ВАЗ» содер­жат требования к прочности ремня на разрыв, надежности соединения зубьев ремня с осно­вой в холодном и горячем состояниях, нара­ботке до полного износа и допустимому удли­нению после наработки, эквивалентной 60 000 км пробега. При покупке ремня приво­да газораспределительного механизма поста­райтесь выяснить, есть ли у продавца действу­ющий сертификат подтверждающий соответ­ствие ремня ТУ 38.1051912 «Ремни зубчатые для двигателей ВАЗ».


В настоящее время АвтоВАЗ устанавливает на двигатели ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 ремни привода газораспределительного механизма производства ОАО «Балаковорезинотехника» (г Балаково). При соблюдении технологии про­изводства качество этих ремней достаточно высокое. Однако среди ремней, поставляемых в запасные части, иногда встречаются дефект­ные. Поэтому многие опытные механики и станции автосервиса рекомендуют при заме­не использовать ремни производства извест­ных фирм с безупречной репутацией

Примером высококачественных ремней при­вода газораспределительного механизма явля­ются ремни фирмы Bosch. В качестве сило­вой основы этих ремней применяются корд 1 (рис. 2) из стекловолокна особой прочности Характеристики этого материала стабильные, мало зависящие от условий эксплуатации, по­тому геометрия ремня сохраняется неизмен­ной в течение всего срока службы. Оплетка 2 из полиамида создает надежную защиту зубьев от износа и уменьшает потери на трение. Изго­товленная из полихлоропрена наружная сторо­на 3 устойчива к износу не боится термических нагрузок. Зубья 4 также изготовлены из поли­хлоропрена, ремень не проскальзывает даже при больших нагрузках. Ремни фирмы Bosch соответствуют всем требованиям АвтоВАЗа и, как показал опыт эксплуатации автомобилей сотрудниками редакции «Ремонт без про­блем», гарантированно выдерживают установ­ленный пробег до замены.

Рис. 2. Конструкция ремня привода распредели­тельного вала фирмы Bosch: 1 — корд; 2 — оплетка; 3 — наружная сторона ремня; 4 — зуб

 

Особую опасность представляют поддель­ные зубчатые ремни, маскируемые на рынке под продукцию известных брендов. В таких ремнях вместо стекловолокна для изготов­ления корда чаще всего используется низ­конасыщенное полиэфирное волокно, их ха­рактеристики не идут ни в какое сравнение с оригинальным материалом. В результате ремень легко растягивается и нередко лома­ется при перегибе.

Полезный совет

Отличить на рынке подделку от оригинала не­легко. Специалисты советуют в первую оче­редь изучить упаковку. Фирменные коробки изготавливаются на автоматической линии, поэтому все их сгибы и углы правильные. Контрафактное изделие может выдать себя неправильной или нечетко нанесенной мар­кировкой, ошибками в названии фирмы. На­сторожить должны неровная поверхность ремня, инородные включения, выступающие нити корда.