Завод-изготовитель предписывает заменять ремень привода газораспределительного механизма двигателя через каждые 60 тыс. км пробега. Хотя удвигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 при обрыве ремня возможность «встречи» поршней с клапанами исключена, внезапная остановка двигателя из-за разрушения ремня — неисправность весьма неприятная, ведь выполнить ремонт в дорожных условиях вряд ли удастся. Опасность представляет не только обрыв ремня, но и разрушение его зубьев, а также растяжение ремня з эксплуатации. В последнем случае работа двигателя будет постепенно ухудшаться из-за смещения фаз газораспределения. Поэтому к выбору ремня привода газораспределительного механизма следует подходить максимально внимательно и ответственно.
Полезный совет
При покупке ремня привода распределительного вала обязательно приобретите и новый натяжной ролик ремня. Накопленный сотрудниками редакции «Ремонт без проблем» опыт эксплуатации автомобилей ВАЗ показывает, что ресурс подшипника натяжного ролика приблизительно соответствует сроку службы ремня привода распределительного вала. Поскольку операция по замене натяжного ролика довольно сложная и трудоемкая, а значит и дорогая, при плановой замене ремня привода распределительного вала целесообразно заменить ролик новым. Нередко натяжной ролик продается в комплекте с ремнем привода распределительного вала.
На двигателях ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 используются ремни привода распределительных валов со 111 и 136 зубьями соответственно.
Ниже приведена расшифровка обозначения ремня по международному стандарту на примере ремня для двигателя ВАЗ-2111.
На двигателях ВАЗ-2111 используется ремень ISO-58111×19. В первых двух цифрах (58) зашифрована серия зубьев, то есть их профиль и шаг — в данном случае полукруглый, без желобка, высотой 3,6 мм с шагом 3/8″ или 9,525 мм (рис. 1). Следующие три цифры (111) — число зубьев. После знака умножения — ширина ремня (19 мм).
Иногда встречаются ремни с эвольвент-ными зубьями (в форме скругленной трапеции), полностью взаимозаменяемые с описанными выше.
Рис. 1. Профиль ремня привода распределительного вала
Большинство фирм-изготовителей указывает на зубчатых ремнях не обозначение по ISO, а номер по своему каталогу. Фирменные обозначения ремней привода газораспределительного механизма приведены в табл. 1.
Таблица 1. Ремни привода газораспределительного механизма
Фирма-изготовитель |
Обозначение ремня |
|
двигатели 8V |
двигатели 16V |
|
«Балаково-резинотехника» |
2108-1006040-10 |
2110-1006040-10 |
Bosch |
ZP 1 987 949 095 |
ZP 1 987 049 559 |
Gates |
5521 |
5539 |
Contitech |
CT 527 |
CT 996 |
Roulunds |
111 HP 1904 |
136 HP 254 |
Dayco |
111 SP 190 EEU |
136 SP 254 H |
Lemforder |
04990 |
— |
NRG |
111 RPP 19 |
— |
Hanse |
HZ 011 008 |
HZ 011 010 |
Finwhale |
BD 111 |
BD 136 |
При покупке ремня опасно подбирать его на глаз, сравнивая с прежним образцом измеряя длину и считая зубья. К примеру если вместо ремня шириной 19 мм установить 20-миллиметровый ремень от Opel с тем же количеством зубьев, то он наверняка разлохматится по краям и быстрее выйдет из строя, не исключен и разрыв. Узкий эемень, наоборот, гуляя по шкивам, будет изгибаться не в той плоскости, что также ускорит его износ. Цивилизованный способ подбора — выбор по каталогу (все серьезные продавцы их имеют), в котором по марке и модели автомобиля, индексу двигателя определяется необходимый тип ремня.
Примечание
При подборе по каталогу ремня привода газораспределительного механизма для двигателя ВАЗ-2111 следует учитывать, что точно такой же ремень устанавливали на карбюраторные двигатели ВАЗ-2108 (1,3 л) и ВАЗ-21083 (1,5 л). Нередко в перечне моделей, приведенном в каталоге и на упаковке ремня, бывают указаны именно эти двигатели.
Помимо геометрических параметров, важны также эксплуатационные показатели зубчатых ремней. Технические условия (ТУ) 38.1051912 «Ремни зубчатые для двигателей ВАЗ» содержат требования к прочности ремня на разрыв, надежности соединения зубьев ремня с основой в холодном и горячем состояниях, наработке до полного износа и допустимому удлинению после наработки, эквивалентной 60 000 км пробега. При покупке ремня привода газораспределительного механизма постарайтесь выяснить, есть ли у продавца действующий сертификат подтверждающий соответствие ремня ТУ 38.1051912 «Ремни зубчатые для двигателей ВАЗ».
В настоящее время АвтоВАЗ устанавливает на двигатели ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 ремни привода газораспределительного механизма производства ОАО «Балаковорезинотехника» (г Балаково). При соблюдении технологии производства качество этих ремней достаточно высокое. Однако среди ремней, поставляемых в запасные части, иногда встречаются дефектные. Поэтому многие опытные механики и станции автосервиса рекомендуют при замене использовать ремни производства известных фирм с безупречной репутацией
Примером высококачественных ремней привода газораспределительного механизма являются ремни фирмы Bosch. В качестве силовой основы этих ремней применяются корд 1 (рис. 2) из стекловолокна особой прочности Характеристики этого материала стабильные, мало зависящие от условий эксплуатации, потому геометрия ремня сохраняется неизменной в течение всего срока службы. Оплетка 2 из полиамида создает надежную защиту зубьев от износа и уменьшает потери на трение. Изготовленная из полихлоропрена наружная сторона 3 устойчива к износу не боится термических нагрузок. Зубья 4 также изготовлены из полихлоропрена, ремень не проскальзывает даже при больших нагрузках. Ремни фирмы Bosch соответствуют всем требованиям АвтоВАЗа и, как показал опыт эксплуатации автомобилей сотрудниками редакции «Ремонт без проблем», гарантированно выдерживают установленный пробег до замены.
Рис. 2. Конструкция ремня привода распределительного вала фирмы Bosch: 1 — корд; 2 — оплетка; 3 — наружная сторона ремня; 4 — зуб
Особую опасность представляют поддельные зубчатые ремни, маскируемые на рынке под продукцию известных брендов. В таких ремнях вместо стекловолокна для изготовления корда чаще всего используется низконасыщенное полиэфирное волокно, их характеристики не идут ни в какое сравнение с оригинальным материалом. В результате ремень легко растягивается и нередко ломается при перегибе.
Полезный совет
Отличить на рынке подделку от оригинала нелегко. Специалисты советуют в первую очередь изучить упаковку. Фирменные коробки изготавливаются на автоматической линии, поэтому все их сгибы и углы правильные. Контрафактное изделие может выдать себя неправильной или нечетко нанесенной маркировкой, ошибками в названии фирмы. Насторожить должны неровная поверхность ремня, инородные включения, выступающие нити корда.