Ремонт двигателя. Часть 2. Дефектовка двигателя.

После разборки тщательно очистите, промойте и просушите все детали.

1. Очистите головку поршня от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубо­кие царапины, трещины, замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно делать обломком старого кольца.

 

2. Прочистите отверстия для стока масла подходящим куском проволоки.

 

3. Проверьте зазоры между кольцами и ка­навками на поршне.

Номинальный зазор, мм:

верхнее компрессионное кольцо 1 -0,04-0,075;

нижнее компрессионное кольцо 2 -0,03-0,065;

маслосъемное кольцо 3 — 0,02-0,055;

предельно допустимый зазор для всех ко-лец — 0,15.

4. Наиболее точно зазоры можно определить промером колец и канавок на поршне. Для это­го замерьте микрометром толщину колец в не­скольких местах по окружности, затем…

5. …с помощью набора щупов измерьте ширину канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние значения зазоров (разница между толщиной кольца и шириной канавки). Если хотя бы один из за­зоров превышает предельно допустимый, за­мените поршень с кольцами.

6. Измерьте зазоры в замках колец, вставив кольцо в специальную оправку. При отсутствии оправки вставьте кольцо в цилиндр (в котором оно работало), продвиньте поршнем как оп­равкой кольцо в цилиндр, чтобы оно установи­лось в цилиндре ровно, без перекосов и…

7. …щупом измерьте зазор в замке коль­ца. Номинальный зазор должен быть 0,25-0,45 мм, предельно допустимый (в ре­зультате износа) — 1,0 мм. Если зазор превыша­ет предельно допустимый, замените кольцо.

8. Если зазор меньше 0,25 мм, аккуратно сточите надфилем торцы кольца.

9. Проверьте зазоры между поршнями и цилиндрами. Зазор определяется как раз­ность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор ра­вен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый — 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из по­следующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры и установите поршни соответствующего ре­монтного размера. Измерьте диаметр пор­шня на расстоянии 55 мм от его днища в плоскости, перпендикулярной поршнево­му пальцу.

 

Рис. 1. Места измерения цилиндра

 

10. Затем измерьте диаметры цилиндра в двух перпендикулярных плоскостях (см. рис. 1.) (вдоль В и поперек А блока цилинд­ров) и в четырех поясах (1, 2, 3 и 4). Для этого необходим специальный прибор — нутромер.

11. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к ци­линдрам по классу и одной группы по массе, а также поршневые пальцы к поршням по клас­су и шатуны по массе. Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними.

Для удобства подбора поршней к цилинд­рам их в зависимости от диаметров делят на пять классов: А, В, С, D, Е (табл. 1).


Таблица 1. Номинальные размеры цилиндров и поршней

Класс Диаметр, мм
цилиндра поршня
A 82,00-82,01 82,00-82,01
B 82,01-82,02 82,01-82,02
C 82,02-82,03 82,02-82,03
D 82,03-82,04 82,03-82,04
E 82,04-82,05 82,04-82,05

 

В запасные части поставляются поршни но­минального размера трех классов: А, С, Е и двух ремонтных размеров. Первый ремонт­ный — увеличенный на 0,4 мм, второй -на 0,8 мм.

По массе поршни разбиты на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшен­ную на 5 г На двигателе должны устанавли­ваться поршни одной группы.

Для поршней ремонтных размеров в запча­сти поставляются кольца ремонтных разме­ров, увеличенных на 0,4 и 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбито число «40», второго — «80».


12. На блоке цилиндров группа цилиндров выбивается на нижней плоскости блока (привалочная плоскость под масляный картер) на­против каждого цилиндра.

13. На днище поршня выбиваются следую­щие данные: 1 — класс поршня по отверстию под палец; 2 — класс поршня по диаметру; 3 -стрелка, показывающая направление установ­ки поршня; 4 — ремонтный размер (1 -й ремонт­ный — треугольник, 2-й ремонтный — квадрат); 5 — группа по массе (нормальная — «Г», увели­ченная на 5 г -«+», уменьшенная на 5 г -«-»).

14. Пальцы с трещинами замените. Палец должен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте палец в пор­шень. Если при покачивании пальца ощущает­ся люфт, замените поршень. При замене пор­шня подберите к нему палец по классу (табл. 2). Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1,2,3-й) через 0,004 мм. Класс пальца маркируется на его торце краской. Класс поршня по пальцу выбивается на дни­ще поршня, класс шатуна по пальцу — на крышке шатуна.

 

Таблица 2. Классы поршневых пальцев, поршней и шатунов


Класс Диаметр, мм Маркировка
пальца отверстия в поршне и шатуне пальца поршня и шатуна
1 21,970-21,974 21,982-21,986 Синий 1
2 21,974-21,978 21,986-21,990 Зеленый 2
3 21,978-21,982 21,990-21,994 Красный

3

 

15.Замените сломанные кольца и расши­ритель маслосъемного кольца.

 

16. Замените сломанные или треснувшие стопорные кольца, удерживающие поршне­вой палец. Концы стопорных колец должны находиться в одной плоскости. Погнутые кольца замените.

17. Замените погнутые шатуны. Замените шатун, если во втулке 1 верхней головки есть задиры и глубокие царапины. Замените ша­тун, если при разборке двигателя было обна­ружено, что шатунные вкладыши проверну­лись в шатуне.

Предупреждение

Шатуны обрабатывают совместно с крышка­ми, поэтому их нельзя разукомплектовывать.

 

18. Вставьте палец в верхнюю головку шату­на. Если при покачивани

и пальца ощущается люфт, замените шатун. Шатуны в сборе с крышками по массе верхней и нижней головок разделены на классы (табл. 3).


Таблица 3. Класс шатуна по массе верхней и нижней головок

Масса головок шатуна, г Маркировка
верхний нижний буквой краской
184±2 489±3 Ф Красный
495±3 Л Зеленый
501±3 Б  
188±2 489±3 Х  
495±3 М  
501±3 В  
192±2 489±3 Ц  
495±3 Н  
501±3 Г

Голубой

 

19. В двигателе должны устанавливаться шатуны одного класса. Маркировка шатуна наносится на его крышке: 1 — класс шатуна по массе (буква или краска); 2 — класс шатуна по пальцу.

20. Если на поверхностях, по которым ра­ботают сальники, есть глубокие риски, цара­пины, забоины, коленчатый вал необходимо заменить.


21. Промерьте коренные и шатунные шейки коленчатого вала. Номинальные диаметры шеек коленчатого вала, мм:

коренных — 50,799-50,819;

шатунных — 47,830-47,850.

Если износ или овальность шеек превыша­ет 0,03 мм, нужно прошлифовать их до бли­жайшего ремонтного размера.

Существует четыре ремонтных размера с уменьшением диаметра шеек, мм:

первый- 0,25;

второй — 0,5;

третий-0,75;

четвертый — 1,00.

 

22. Если на коренных и шатунных шейках 1 есть незначительные задиры, риски, царапи­ны, нужно прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера. Эту работу рекоменду­ется выполнять в специализированной мас­терской. После отполируйте шейки и притупи­те острые кромки фасок масляных каналов 2 абразивным конусом. Промойте коленчатый вал и продуйте сжатым воздухом масляные каналы. Овальность и конусность всех шеек после шлифовки не должны превышать 0,005 мм. После шлифовки шеек установите вкла­дыши ремонтных размеров.

 

23. Если на рабочих поверхностях упорных полуколец есть задиры, риски и отслоения, за­мените полукольца. На полукольцах запреща­ется проводить любые подгоночные работы.

24. Измерьте осевой зазор коленчатого ва­ла. Для этого установите коленчатый вал и упорные полукольца в блок цилиндров и за­тяните болты крепления крышек коренных подшипников.

25. Установите индикатор так, чтобы его ножка упиралась во фланец вала. Сдвиньте коленчатый вал до упора от индикатора и ус­тановите стрелку индикатора на 0, Сдвиньте вал в обратную сторону. Индикатор покажет величину зазора. Номинальный осевой зазор коленчатого вала 0,06-0,26 мм, предельно допустимый — 0,35 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените упорные полукольца.

В запчасти поставляются упорные полу­кольца двух размеров: номинального -2,31-2,36 мм и ремонтного (увеличенного на 0,127 мм)-2,437-2,487 мм.

26. Осмотрите шатунные и коренные вкла­дыши. Если на них есть трещины, задиры, вы­крашивание, замените вкладыши. На вклады­шах запрещается проводить любые подгоноч­ные работы.

Номинальная толщина вкладышей, мм:

коренных- 1,824-1,831;

шатунных-1,723-1,730.

Вкладыши поставляются в запасные части четырех ремонтных размеров, увеличенной толщины, мм:

первый-на 0,25;

второй — на 0,5;

третий — на 0,75;

четвертый — на 1,00.

27. Проверьте зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленчато­го вала. Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. Измерьте диаметры шеек и коренных подшипников, установив крышки с вкладышами на блок и затя­нув их соответствующими моментами. Вычис­лите зазор.

Зазоры между вкладышами и шейками ко­ленчатого вала:

коренные подшипники (номинальный) -0,026 — 0,073 мм, предельно допустимый -0,15 мм;

шатунные подшипники (номинальный) -0,02 — 0,07 мм, предельно допустимый -0,1 мм.

Если зазор превышает предельно допусти­мый, коленчатый вал необходимо прошлифо­вать под следующий ремонтный размер.

28. В специализированной мастерской мож­но замерить биение шеек коленчатого вала.

Биение должно составлять:

коренные шейки и посадочная поверхность под ведущую шестерню масляного насоса -не более 0,03 мм;

посадочная поверхность под маховик — не более 0,04 мм;

посадочная поверхность под шкивы и саль­ники — не более 0,05 мм.

29. Тщательно прочистите и промойте масляные каналы коленчатого вала.

30. При этом не рекомендуется выпрессо-вывать заглушки самостоятельно, для этого об­ратитесь в специализированную мастерскую.

31. Тщательно очистите поверхности блока цилиндров от остатков старых уплотнительных прокладок. Внимательно осмотрите блок. Если обнаружите трещины, блок надо заменить в сборе с крышками коренных подшипников.

32. Проверьте герметичность рубашки ох­лаждения блока цилиндров. Для этого заглу­шите отверстие под водяной насос (устано­вив насос с прокладкой) и залейте Тосол-А40 в рубашку охлаждения. Если в каком-нибудь месте заметна течь, значит, блок негермети­чен и его надо заменить.

33. Осмотрите цилиндры. Если на зеркале цилиндров есть царапины, задиры, раковины и пр., расточите цилиндры под ремонтный размер (эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской) или за­мените блок цилиндров. При различных де­фектах глубиной более 0,8 мм блок ремонту не подлежит и его надо заменить.

34. Очистите нагар в верхней части цилин­дров. Если там образовался поясок вследст­вие износа цилиндров, снимите его шабером. Проверьте износ цилиндров, замерив их диа­метры.